Моя педагогическая философия

         У человека всегда было два мира. Один – повседневный мир, в котором мы живём, ходим в школу, делаем повседневные дела, болеем и выздоравливаем. В этом мире всё понятно, всё упорядочено, всё делается по правилам, всё разложено по полочкам. Этот мир имеет свои радости и свои печали, но  в целом – это знакомый, хорошо известный и всем понятный мир.

       Но есть и другой мир, полный чудес и превращений, загадок и тайн, волнующий и непредсказуемый. Таков мир детства, и нашего в прошлом детства, когда природа – вспомните! – говорила с нами на своём языке, когда все вещи были одушевлёнными и обращались к нам и мы понимали их. В детстве всё было совсем другое: небо и солнце, ночь и звёзды, и даже окружающие нас люди больше походили на добрых и злых волшебников, чем на бухгалтеров и слесарей.

        Некоторым людям и во взрослом состоянии удаётся сохранить такой детский настрой души – как правило, поэтам, художникам, философам. И, мне думается, такой настрой души надо иметь всем учителям. Нам, учителям, надо верить, что есть не только наш повседневный мир забот и дел, но и другой, более истинный, более настоящий. Вспомним звонкий голосок Маленького принца: «Странный народ – эти взрослые!» И пусть дети почувствуют в нас, учителях, своих друзей, своих собеседников. Мы должны сохранить их веру в нас. Мы должны даже в самые горькие минуты верить в торжество добра: нельзя, чтобы будничные дела заслонили от нас судьбы мира, заставили забыть о маленьких и больших заботах твоих соседей по планете, пусть волнует нас всё, что происходит в мире…

         По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом – всего лишь документ на право приобщаться к большому и сложному труду. Становится не по себе, когда понимаешь, что в школу часто попадают люди, недостаточно компетентные, случайные…

         Себя я случайным в школе человеком не считаю. Когда я кончала школу, передо мной стояло лишь два пути – идти по стопам отца или матери.

Я выбрала профессию отца – профессию учителя. В нашем роду целая династия учителей. Мой прадед со стороны отца, Петров Андрей Аристархович, был заслуженным учителем Чувашской АССР – преподавал и директорствовал в селе Тарханы Шумерлинского района. Брат бабушки со стороны отца тоже был учителем – филологом. Сестра моей матери работает учителем начальных классов в городе Тольятти. Двоюродные брат и сестра моего отца – тоже были педагогами. Моя двоюродная сестра преподаёт русский язык и литературу в городе Чебоксары. Так что выбор моего пути был более чем не случайным. В нашей семье всегда говорили о школе, об учениках и учителях. О трудностях и радостях учительской работы. Но трудности меня не испугали. Потому что, я считаю, именно на учительской работе можно оставаться молодой душой. Ученики не дают нам стареть. Нам вечно надо что-нибудь выдумывать, фантазировать, петь, танцевать, писать сценарии, ходить в походы, на экскурсии… Каждый год мы кого-нибудь провожаем в  путь, а первого сентября к нам снова приходят новые ученики – пятиклассники. Так что не успеют высохнуть слёзы после последнего звонка, а на твоём попечении новые галчата, которые смотрят тебе в рот и верят каждому твоему слову. Разве можно их разочаровывать, разве можно обманывать их ожидания?

         Учитель должен быть всем: и артистом, и художником, и психологом, и философом. Это самая трудная и ответственная профессия на всём белом свете. Порой, конечно, и неблагодарная. И ещё – наша профессия требует постоянного самоусовершенствования, в том числе и совершенствования своей культуры. Личная культура человека непосредственно сказывается и на его работе. Культурность выражается и в большом, и в малом. К культуре относятся и эстетические запросы. Я не представляю себе полноценной и творческой деятельности учителя без живейшего интереса к литературе и искусству. Тем более что мой предмет непосредственно связан с этим.

        Урок литературы – это таинство сообщения Добра и становления Личности. Весьма и весьма непростое искусство простыми средствами возвыситься до «простого»: книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить человека с самим собой, нравственно устроить его в сегодняшнем прекрасном и сложном мире и помочь переустраивать этот мир. Чтобы всякий ахнул от огромности мира и собственной значительности в нем, книгу необходимо сделать инструментом познания жизни и своего места в ней, а не просто и не только учебным пособием. Книга и Жизнь, Жизнь и Книга – вот полный разворот урока на уровне Современного и Своевременного.

        И вообще, наша жизнь, её темпы требуют от педагога идти в ногу со временем, вести постоянный поиск своего метода, своего кредо. Меняется школа, меняется учитель. Сегодняшний урок – это активный диалог «учитель-ученик», поиск, интерактивные игры, полёт фантазии, сотворчество, проектная деятельность. Но что бы ни происходило, какие бы новые веяния ни затрагивали нашу образовательную систему, доброта и любовь к детям – первые условия правильного воспитания, это главный мотив, стимул нашей педагогической деятельности.

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Конструктор сайтовuCoz