Программа развития ученического коллектива 10 класса Чурачикской СОШ
«Развитие коллектива процесс диалектический, включающий не только момент движения, но и момент инерции, возможность сохранить ранее достигнутый уровень»
А.С.Макаренко
I Информационная справка о классе.
1. Качественная характеристика класса.
Классный коллектив был сформирован в десятом классе. В 10 классе стало 20 учащихся. Из них 13 девочек, 7 мальчика. 1995 г.р. – учащихся, 1994 г.р. – учащихся. 12 проживают в селе Чурачики, 5 – в деревне Чичканы, 4 – в Н. и В.Тимерчееве. По итогам прошлого года было 7 отличников, 7 ударников, остальные имеют по одному-трём предметам удовлетворительные оценки.
2.Социальная среда класса.
На образовательную и воспитательную ситуацию в школе большое внимание оказывает ее расположение в деревне. Культурные центры – средняя школа, Дом Культуры, где функционирует модельная библиотека и фольклорный кружок при ДШИ. Присутствие возможности взаимодействия с культурными центрами села и школы позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно – эстетической и природной среды.
3.Субъекты и источники социального заказа класса.
Деятельность классного руководителя осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально – профессиональный состав родителей учащихся класса.
В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Резкое расслоение общества на богатых и бедных обуславливает и характер внутри семейных отношений. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: оказывается высокая значимость родителей. Многие отцы ездят на временные заработки. В двух семьях отцов нет.
Ученическое самоуправление
Большую роль в становлении учащихся играют отношения, складывающиеся со сверстниками, в результате которых формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся с товарищами, педагогами, зависит возможность адаптации учащихся и раскрытие их потенциалов.
В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано играть участие детей в управлении своим коллективом.
Самоуправление предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.
Ученическое самоуправление:
· обеспечивает создание работоспособных органов воспитательного коллектива;
· стимулирует общественную активность школьников;
· развивает товарищеские взаимоотношение в коллективе;
· приобщает ученический коллектив и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности;
· способствует саморазвитию, самовоспитанию и самореализации учащихся.
Этапы развития самоуправления и ученического коллектива:
· 1 этап: Мечтатели (5-6 классы). Динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от классного руководителя. Учитель назначает ответственных лиц. Позиция классного руководителя – он личным примером формирует у учащихся знания, умения и навыки самоуправленческой деятельности, воспитывает уважение к самой себе, уважительного отношения к членам коллектива, желание и потребность помочь классному руководителю. Одновременно в процессе коллективных дел идет подготовка учащихся к самоконтролю и к самоанализу. Это в дальнейшем открывает возможность передачи функции управления отдельными делами от классного руководителя к учащимся.
· 2 этап: Исполнители (7-9 классы). Заинтересованность учащихся в делах коллектива, стабильность деятельности ученического актива и постоянное расширение его прав и обязанностей. Актив выбирается демократическим путем. Инициатива самоуправленческой деятельности исходит не только от классного руководителя, но и от значительной части детского коллектива. Некоторые виды деятельности полностью возглавляются учащимся. Самоуправление становится ведущим условием утверждение школьника в коллективе. Задача классного руководителя – развить у учащихся потребность в самоорганизации, самодеятельности, самооценки и самоанализа.
· 3 этап: Созидатели (10-11 классы).происходит коллективное планирование, проведение, анализ и оценка дел, принятие решений, контроль и регулирование. Деятельность классного руководителя – сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач. Главная позиция воспитанников – организаторская. Основой ученического самоуправления является общественное мнение, как метод педагогического стимулирования, который побуждает на общественно-полезную, творческую, активную деятельность. Метод здорового общественного мнения позволяет стимулировать все положительное в жизни коллектива и преодолевать негативное явление.
Цель программы: саморазвитие и самореализация личности обучающихся, их успешной социализации в обществе.
Задачи программы:
- воспитание высоконравственного и физически здорового человека, патриота своей Родины;
-формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
-формирование и развитие коллектива класса;
-воспитание у детей положительного отношения к общечеловеческим ценностям, к нормам коллективной жизни, законам государства, развития гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей;
-совершенствование условий для развития личности;
-формирование у учащихся умения самостоятельно найти дело, полезное обществу;
-воспитание желания бороться за своих друзей, помочь им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра, красоты;
-создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
-формирование здорового образа жизни.
Пояснительная записка
Ученическое самоуправление- форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно-значимых целей.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоуправления учащейся молодежи. В соответствии с этим в нашей школе применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой. На основе этого возникает идея создания программы классного самоуправления, которая поможет классному руководителю занять педагогически целесообразную позицию в работе с детским коллективом, его членами и органами самоуправления, а, следовательно, внести более весомый вклад в формирование духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития и жизни детей в классном коллективе. Самоуправление в классном коллективе- это действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально значимых задач.
Нравственные ценности:
· Уважение территории другой личности. Каждый член коллектива сохраняет свою индивидуальность, задача коллектива помочь ему в этом или не мешать.
· Коллектив создается через деятельность, через преодоление, через научение общаться, через испытание нравственностью.
· Каждый член коллектива – лидер в своем деле.
· Для коллектива нет большей радости, чем достижения каждого.
· Коллектив – это когда придумали – вместе, сделали – вместе.
· Коллектив хорош тогда, когда вследствие общения и совместных деятельностей все его участники становятся лучше.
· Высшим проявлением коллективной состоятельности становятся желание поделиться своими знаниями, новостью, открытиями, мыслями с другими.
· Коллектив – это когда по указке сверху, а когда весело и бодро.
Ожидаемые результаты:
· выработка личной ответственности за собственное развитие;
· повышение уровня воспитанности;
· самораскрытие и самореализация личности;
· приобретение навыков общения в режиме реального времени;
· жизненное самоуправление.
Заповеди:
- трудно одному – под силу всем вместе
- доброе дело дороже богатства
- будь всегда там, где нужно людям
- каждое дело творчески, иначе – зачем
- не бросай товарища в беде
- не делай зла людям
- поступками и делами украшай окружающую жизнь
Основные направления развития ученического коллектива
Направления | задачи | мероприятия | сроки | ответственные |
I. Программа «В здоровом теле – здоровый дух» | 1) Обеспечить право учащихся на разностороннее развитие и укрепление здоровья. 2) Воспитание потребности занятий спортом. 3)Воспитание сознательного отношения к сохранению здоровья. 4) Выработать негативное отношение к вредным привычкам. | Выборы санитаров класса | 8 сентября | Актив класса |
Оформление уголка здоровья | 08 – 15. 10 | Актив класса | ||
Утренняя физзарядка | Еженедельно | Физорги | ||
Участие в закрытии и открытии летнего спортивного сезона | По плану учителя физ-ры | Физорги | ||
Участие в открытии и закрытии зимнего спортивного сезона | По плану учителя физ-ры | Физорги | ||
Привлечение учащихся в спортивные секции | Октябрь 2010 | Учитель физ-ры | ||
Участие в Неделе физкультуры и ОБЖ | По плану школы | Учитель ОБЖ | ||
Лыжная прогулка в лес | Январь | Капитан, физорг | ||
Беседы на темы: «Жизнь бесценна» | Октябрь | Кл.рук. | ||
Беседа «Проблемы кожи» | Декабрь | Кл.рук. | ||
Беседа «Проблемы роста и здоровья» | Февраль | Кл.рук. | ||
Беседа «Если хочешь быть здоров» | Март | Кл.рук. | ||
Дежурство в классе | Постоянно | Отв.за дежурство | ||
Генеральная уборка класса | 2 раза в год | Капитан | ||
| ||||
II. Программа «Я и моя Родина» | 1) От воспитания любви к родной школе, семье, отчему краю – к формированию ответственности за судьбу Родину. 2) Воспитание уважительного отношения к Российской Армии. | Подготовка к Дню защитников Отечества: маршировка, соревнования по стрельбе, выпуск стенгазеты. | 10 – 23. 02 | Актив класса |
Участие в Зарнице. | Май | Учитель физ-ры | ||
Встреча с ветеранами войны. | Май | Кл.рук. | ||
Подготовка ко Дню Победы: выпуск стенгазет, участие в конкурсе рисунков, фотографий, сочинений. | Апрель – май | Актив класса | ||
Экскурсии в музеи ВОВ, беседы о подготовке к службе в армии. | В течение года | Кл.рук. | ||
| ||||
III.Программа «Учёба – наш главный труд» | 1) Развитие познавательных способностей учащихся 2) Развитие учебных интересов, умений учащихся. 3) Создать условия для развития познавательных интересов. | Классные часы по плану классного руководит. | По пятницам | Кл.рук. |
Оформление классного уголка | Сентябрь | Актив | ||
Проверка ведения дневника | Еженедельно | Кл.рук. | ||
Проверка выполнения домашнего задания | В теч. уч. года | Учебн.орган. | ||
Участие в предметных неделях | По плану школы | Предметники | ||
Работа групп взаимопомощи | В теч. уч. года | Актив | ||
Беседа «Формула учения» | Ноябрь | Кл.рук. | ||
Обсуждение итогов перед каникулами | В конце четв. | Кл.рук. | ||
Оказание помощи отстающим в учёбе | В теч. уч. года | Актив | ||
Беседы с не выполняющими дом. задания | В теч. уч. года | Кл.рук. | ||
Классный час «Как научиться любить учиться?» | Май | Кл.рук. | ||
Проведение конкурса «Лучший ученик класса» | Январь | актив | ||
|
|
|
|
|
| ||||
IV. «Землю красит солнце, а человека - труд» | 1) Воспитание положительного отношения к труду.
| Помощь СХПК «Труд» в уборке картофеля | Сентябрь | Кл.рук. |
Работа на пришкольном участке | Сентябрь, май | Актив | ||
Текущий ремонт столов и стульев | В течение года | Хозорги | ||
Генеральная уборка | 2 раза в год | Санитары | ||
Дежурство по классу | В течение года | Отв.за дежурство | ||
Уход за комнатными цветами | В течение года | Цветовод | ||
Участие в экологическом месячнике | По плану школы | Актив | ||
| ||||
V. Программа «Культура внутренняя и внешняя» | 1) Приобщение к общечеловеческим ценностям. 2) Воспитание эстетических чувств. 3) Формирование гуманистического отношения к окружающему миру. | Участие в культурно-массовых мероприятиях школы и района. | По плану школы | Актив |
Классный час «Толерантность» | Ноябрь | Кл.рук. | ||
Ознакомление с «Едиными требованиями учащихся» | Сентябрь | Кл.рук. | ||
Классный час «Поведение в общественных местах». | Сентябрь | Кл.рук. | ||
Подготовка ко Дню учителя: танец, газета. | 01-05.10 | Актив | ||
Осенний бал. | 10-20.10 | Актив | ||
День пожилых людей. Сочинение «Наши любимые…». | 01.10 | Кл.рук. | ||
Беседа «Не позволяй душе лениться!» | Октябрь | Кл.рук. | ||
Благотворительная акция «Книга – любимой библиотеке» | 26-30.10 | Кл.рук. | ||
День матери. Сочинения и рисунки. | 15 – 28.11 | Актив | ||
Подготовка к Новому году | 15 - 29.12 | Актив | ||
23 февраля. Конкурсы для мальчиков. | 22.02.2010 | Актив | ||
8 Марта. Конкурсы для девочек. | 07.03.2010 | Актив | ||
Подготовка к параду Победы | 01-09.05 | Актив | ||
| ||||
VI.Программа «Семья и школа» | 1) Организация совместной деятельности родителей, учителей и детей. 2) Создание благоприятной психологической обстановки. 3)Заинтересовать родителей шк. жизнью. | Посещение учащихся на дому | В течение уч.года | Кл.рук. |
Составление актов о материальном состоянии семей | Сентябрь | Кл.рук. | ||
Классные родительские собрания | По плану кл. рук. | Кл.рук. | ||
Общешкольные родительские собрания | По плану школы | Кл.рук. | ||
Открытые уроки и внеклассные мероприятия для родителей | По плану кл. рук. | Кл.рук. | ||
Проведение бесед с родителями и детьми о воспитании | В теч. уч. года | Кл.рук. | ||
| ||||
VII. Программа «Наша правовая культура» | 1) Воспитание правовой культуры. 2) воспитание личности, умеющей отвечать за свои поступки. 3) Закрепление знаний своих прав и обязанностей. | «Причины и условия преступности несовершеннолетних»Беседа. | Октябрь | Кл.рук. |
Диспут «Проблема отцов и детей в современном обществе» (Подростки 21 века.) | Январь | Кл.рук. | ||
Классный час «Дети и деньги». | Февраль | Кл.рук. | ||
Классный час «Безопасность детей» | Апрель | Кл.рук. | ||
Обсуждение негативных поступков | По необходим. | Кл.рук. | ||
Встреча с работниками РОВД | В теч. уч. года | Кл.рук. | ||
VII. Программа «Дорожное движение» | 1) Изучение правил безопасного дорожного движения на дорогах 2) Овладение умениями оказания первой помощи. | Изучение дорожных знаков и сигналов. | Сентябрь | Кл.рук. |
Правила безопасного движения. | Ноябрь | Кл.рук. | ||
Причины ДТП в разное время года. | Январь | Кл.рук. | ||
Правила движения во время езды на велосипеде. | Март | Кл.рук. | ||
Тест «Я – пешеход» | Май | Кл.рук. | ||
| ||||
IX. Программа «Пожарная безопасность» | 1) Профилактика противопожарной безопасности. 2) Изучение правил пожарной безопасности. 3) Ознакомление с первичными средствами пожаротушения. | Правовые основы пожарной безопасности. | Сентябрь | Кл.рук. |
Пожарная сигнализация. Противопожарный режим в школе. | Октябрь | Кл.рук. | ||
Практическое занятие по профилактике пожарной безопасности | Ноябрь | Учитель ОБЖ | ||
Беседа «Легковоспламеняющиеся жидкости» | Декабрь | Кл.рук. | ||
Проведение диктантов на противопожарную тему. | Январь | Кл.рук. | ||
Просмотр фильмов на противопожарную тему. | Февраль | Кл.рук. | ||
Посещение Музея пожарной безопасности. | Март | Кл.рук. | ||
Беседа «Как вести себя при пожаре» | апрель | Кл.рук. | ||
Беседа «Почему возникают пожары?» | Апрель | Кл.рук. | ||
Практическое занятие по профилактике пожарной безопасности | май | Учитель ОБЖ |